Организационная работа в хоре
Комплектование хора "Мелодия" осуществляется по двум группам: подготовительная (10-12 лет) и основная (12-15 лет). В хоре поют и мальчики, и девочки. Подготовительная группа состоит из 15-20 человек, основной состав 45-50 человек.
По мере приобретения участниками подготовительной группы вокально-хоровых навыков, они переводятся в основной состав. Подготовительная группа имеет вид одно-двухголосного с фрагментарными элементами 3-х голосного пения. Основной состав имеет структуру трехголосия.
Хоровые занятия проводятся 2 раза в неделю и третья репетиция - сводная. Объем занятий следующий: подготовительная группа по 1,5 часа, основной состав - по 2 часа.
Для проведения занятий имеются 2 помещения: хоровой класс и концертная сцена, необходимые для одновременных занятий по партиям. В классе имеются удобные стулья, магнитофон, шкаф для нот и партий.
В хоре имеются сольные группы в обоих подразделениях. Каждое сольное выступление готовится, по возможности, несколькими детьми.
Большое значение имеет для хора концертная деятельность, которая активизирует, стимулирует работу, способствует творческому росту хора и хористов. Подготовительная группа имеет меньшее количество концертов, основной же состав - не менее 3 концертов с самостоятельной программой.
Работа с хоровыми группами планируется по годовому плану и по плану на каждую четверть учебного цикла.
Учебно-воспитательная работа с хором.
Цель работы - певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры, эстетического вкуса.
Учащимся прививается навык певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений, формирование музыкальной памяти; умения сольфеджировать по партии; обучение пению на мягкой атаке, смешанного звучания; развитие подвижности мягкого неба, выявление лучших качеств звучания голоса - звонкость, полетность, вибрато, разборчивость; расширение диапазона голоса,, формирование вокальной артикуляции, развитие певческого диапазона, формирование певческой эмоциональности, выразительности; умение петь без сопровождения. Выполнение всех задач обеспечиваются постепенным усложнением и систематичностью в занятиях.
Работа над репертуаром.
При отборе репертуара решаются все основные задачи: развитие вокально-хоровых навыков и формирование музыкального куса. Предпочтение при этом отдаются произведениям высокохудожественным, доступным по пониманию. Учитываются тесситурные условия.
Репертуарная направленность отражает музыку различных эпох, стран, стилей, жанров, при этом большое количество - произведения отечественной музыки.
Репертуар подготовительной группы и основного состава имеют различия в силу возрастных особенностей детского восприятия. Подготовительная группа может подготовить за год 6-10 произведений, старшая - 8-10 произведений. Эти 2 группы могут объединяться в сводный хор, репертуар которого имеет свою специфику - более простой по музыкальному языку, но более значимый по плотности звучания за счет количества поющих.
Примерный тематический план занятий хора
Вокально-хоровая работа:
- Пение учебно-тренировочного репертуара (20 мин.-1час)
- Хоровое сольфеджио(10-30мин.)
- Пение произведений (45 мин-4 часа)
- народная песня
- современная песня
- классика
- духовная музыка
- Концертная деятельность
- Мероприятия воспитательно-познавательного характера(1-2 раза в месяц)
(посещение театров, концертов, творческие встречи, конкурсы, хоровые чаепития,
хоровые КВНы)
Особенности вокально-хоровой работы в подготовительной группе.
Формирование певческой установки (сидя, стоя), организация певческого дыхания, сохранение устойчивого положения гортани, формирование певческого диапазона S-d-f2, A-h-c2, работа над общехоровым унисоном (слитность, умение слышать хор, умение контролировать себя, пение канонов, простейшее 2-х голосие, пение мелодии с гармонической поддержкой, пение a capella, работа над осмысленностью исполняемых произведений, навык чтения нот, навк концертного выступления)
Особенности вокально-хоровой работы в основном составе
Закрепление и дальнейшее углубление навыков хористов: певческая установка, дыхание - ровное, экономное, длинное, ансамблевость пения внутри хоровой партии, между партиями, расширение диапазона до 1,5 октавы, в звучании голоса элементы "взрослости"; звучание звонкое, полетное, прикрытое, четкая дикция, чистое интонирование унисона и 3-х голосия, свободное фразирование с хорошим вкусом. Охрана голоса в предмутационный период. Понимание и исполнение требований дирижера. Потребность в музыкально-эстетической деятельности.
Ожидаемый результат
К концу обучения ребенок должен знать правила пения и соблюдать их, понимать дирижерский жест и воплощать его в звуке, уметь читать хоровую партию по партитуре, уметь чисто интонировать a capella, владеть навыками многоголосного пения (2-3 голоса), уметь ансамблировать, уметь анализировать звучание хора, партии, собственного голоса, проявлять творческую активность в создании трактовки произведения, применять полученные умения и знания в самостоятельной деятельности, проявлять устойчивый интерес к занятиям и концертам хора.